Использование технологии обучения в сотрудничестве

на уроках английского языка

(групповая работа)

 Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все дети разные: одни схватывают сразу, другим требуется значительное время для осмысления. Им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются выключенными из учебного процесса. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но всей группы в целом. Формирование групп осуществляют таким образом, чтобы в каждой присутствовали как «сильные» учащиеся, так и «слабые». «Слабые» стараются выяснить у «сильных» непонятные им вопросы, а «сильные» заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале. Таким образом, совместная работа ликвидирует проблемы. В малых группах ученики ставятся в равные условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результате всех, так как оценка ставится одна на всех.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить проблему, разделить радость успеха или неудачу.

Использование в настоящее время коллективных форм работы, обучения в сотрудничестве способствует реализации воспитательных целей обучения: учащийся учится выбирать формы общения, воспринимать, осмысливать, оценить позицию другого человека, развивается его активность и взаимопомощь, формируется творческая личность.

Работая в группе учащийся реализуется в том, что у него лучше получается, способствует формированию коммуникативных умений, стимулирует его творчество. Ответственность за выполнение задания группы способствует воспитанию самостоятельности учащихся, даёт им возможность научиться планировать свою работу, определять цели, запрашивать дополнительную информацию у учителя или же добывать её самостоятельно из разных источников, обращаться за помощью к своим членам группы. Работая совместно учащиеся учатся работать без контроля, сообща достигают намеченной цели.

Совместная работа в группе развивает общекультурные умения систематизировать и обобщать собранный материал.

 

 Принципы обучения в сотрудничестве

 

  1. Группы учащихся я формирую до урока с учётом психологической совместимости детей. В каждой группе есть «сильный», «средний», «слабый» ученики. Если группа работает слаженно, дружно и продуктивно, то состав группы не меняется. Если работа в группе не ладится, то состав группы меняю от урока к уроку.
  2. Группе даётся одно задание, но роли распределяются между членами группы (команды). Иногда роли распределяю сама или сами ученики делают это.
  3. Оцениваю работу  не одного ученика, а всей группы. Оцениваю не только знания, сколько усилия и стремления учащихся получить хорошую оценку. Иногда сами учащиеся оценивают результаты своего труда.
  4. Я сама выбираю члена группы, который отчитывается за выполненное задание. Это может быть и «слабый» ученик, который рассказывает об усвоении материала каждым членом группы.

 


 Примерные задания для работы в группе

 

Задание 1.

Даны 3-4 ситуативные картинки (каждому члену группы по 1 картинке). К первой картинке составлен текст. Посмотрите остальные картинки и опишите их. В итоге должен получиться связный рассказ. Цель задания – активизация изученного грамматического материала в речевой практике.

 

Задание 2. «Любимое время года».

  1.  Необходимо подобрать аргументы в пользу времени года, которое выбрали учащиеся.
  2.  Придумать символ времени года и нарисовать его.
  3. При ответах используйте следующие выражения: I think, I am sure, Astor me I like, I dont think so… (При оценке задания я учитываю не только убедительность, но и выразительность, лаконичность нарисованного символа времени года. Побеждает та группа, рассказ которой будет более убедительным).

 

Задание 3. «Мы дизайнеры»

  1. Представьте, что вы группа художников-дизайнеров. Вас пригласили спроектировать дом, обставить комнаты мебелью. Нарисуйте этот дом, его комнаты, мебель.
  2. В устном сообщении постарайтесь убедить своих слушателей, что только в таком доме может жить выбранный детьми персонаж. Каждая группа готовит проект дома, а затем проекты «защищаются» в классе.

 

Задание 4. «Школа будущего»

  1. Представьте, что вы (директор школы). Учителя школы решают проблему выбора учебных предметов для изучения в школе будущего. Обсудите эту проблему.
  2. Используйте при обсуждении следующие выражения: I think…, Id like to know…, I cant agree with you…, To my mind…, Its better…, Its interesting to learn…
  3. Составьте список учебных предметов и докажите, что, с вашей точки зрения, было бы полезно изучать в школе.

Так же для организации групповой работы готовлю специальные карточки с заданиями, которые позволяют вовлечь в активную речевую деятельность всех учеников класса.

Например: класс делится на две группы: одна представляет американскую делегацию, другая – российскую. Внутри каждой группы «слабые» ученики получают карточку с опорными словами.

При работе в группах у ребят появляется ответственность, возникает чувство взаимопонимания, постепенно исчезает боязнь говорить, неуверенность, застенчивость.

А главное – групповая работа учит ребят самостоятельности.

Управление самостоятельной работой может быть эффективным при условии дифференцированного подхода к группам обучающихся разного уровня обученности. Для этого я использую дополнительные опоры для ребят со слабой языковой подготовкой. Например, слабому ученику, который задаёт вопросы, даю схему вопросительного предложения и варианты начала вопросов на английском языке.

Учащиеся легко осваивают материал, который им доступен. Этому способствуют ролевые игры. В игровой форме ученики легко и с интересом выполняют такие задания, как управляемый диалог. Один и тот же диалог можно разыграть по разному. Ребята сами придумывают варианты игры. Вот некоторые ситуации:

  • Две школьницы торопятся в школу, бегут и встречаются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы, потом расходятся.
  • Телефонный разговор двух деловых людей.
  • Девочка разговаривает со своей собакой. Она играет и свою роль и роль собаки.

Работу над диалогом можно продолжить. Можно расширить диалог, добавив свои реплики. В старших классах при проведении творческих упражнений стараюсь, чтобы учащиеся использовали реальные факты из жизни школы, высказывали своё отношение, своё мнение по заданной теме.

Перед началом работы целесообразно ознакомить учащихся с порядком работы в группах с помощью своеобразной памятки.

 

Памятка

  1. Вы работаете в группе. Помните, что успех группы в целом зависит от успеха каждого. Не забывайте оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо.
  2. Помните, что навыки иноязычного общения совершенствуются только в общении. Будьте активны сами и внимательны к другим.
  3. Не забывайте включать в свои высказывания лексико-грамматический материал, усвоенный вами ранее, а также старайтесь активно использовать новый.
  4. Пользуйтесь словарем и справочным материалом по мере необходимости, но и не забывайте о языковой догадке.
  5. В случае серьёзных затруднений обратитесь к учителю.
  6. Если ваша группа работает над текстом для совершенствования навыков устной речи, то дальнейшую работу выполняйте в таком порядке:

а) индивидуально прочтите текст и обсудите его содержание в группе;

б) выберите предложения, передающие основное содержание текста;

в) ознакомьтесь с речевой задачей и схемой ожидаемого высказывания, выберите предложения из текста для заполнения схемы, внесите в них необходимые изменения, сокращения, дополнения и т.д.;

г) составьте пересказ прочитанного, опираясь на схему;

д) перескажите текст в своей группе для его оценки или в другой группе как текст для аудирования;

е) при оценивании высказывания или пересказа текста принимаются во внимание: логичность, достаточность, завершенность высказывания, наличие точки зрения говорящего, наличие структур с новым лексико-грамматическим материалом, а также наличие ошибок и их характер. Оценивая друг друга, не забывайте быть тактичными и доброжелательными.

  1. Если вам предстоит познакомить членов своей семьи или другой группы с тем, что вы узнали, и проверить степень понимания сообщенной вами информации, то следуйте следующим рекомендациям:

– определите для себя порядок высказываний, они должны быть логичны и лаконичны;

–              сообщите, о чём будет ваш рассказ: «My story is about…», «Id like to tell you about…»;

–              предупредите членов группы, что после прослушивания вы проверите, как они поняли ваш рассказ: «Listen to my attentively/ Then you`ll answer my questions/do a test»;

–              во время рассказа следите за своей речью, говорите чётко, в нормальном темпе. Если вы неуверенны в правильности произнесения отдельных слов, предварительно проконсультируйтесь с учителем;

–              после окончания рассказа проконтролируйте, как вас поняли. Это могут быть вопросы или тест типа «True-False»;

–              проверьте результаты тестового задания и отметьте в листе контроля.

 

  1. Помните, что всё общение внутри и между группами должно вестись на иностранном языке.

 

http://er-vale.narod2.ru/

© er-vale

Создать бесплатный сайт с uCoz