Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка (групповая работа) Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все дети разные: одни схватывают сразу, другим требуется значительное время для осмысления. Им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются выключенными из учебного процесса. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но всей группы в целом. Формирование групп осуществляют таким образом, чтобы в каждой присутствовали как «сильные» учащиеся, так и «слабые». «Слабые» стараются выяснить у «сильных» непонятные им вопросы, а «сильные» заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале. Таким образом, совместная работа ликвидирует проблемы. В малых группах ученики ставятся в равные условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результате всех, так как оценка ставится одна на всех. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить проблему, разделить радость успеха или неудачу. Использование в настоящее время коллективных форм работы, обучения в сотрудничестве способствует реализации воспитательных целей обучения: учащийся учится выбирать формы общения, воспринимать, осмысливать, оценить позицию другого человека, развивается его активность и взаимопомощь, формируется творческая личность. Работая в группе учащийся реализуется в том, что у него лучше получается, способствует формированию коммуникативных умений, стимулирует его творчество. Ответственность за выполнение задания группы способствует воспитанию самостоятельности учащихся, даёт им возможность научиться планировать свою работу, определять цели, запрашивать дополнительную информацию у учителя или же добывать её самостоятельно из разных источников, обращаться за помощью к своим членам группы. Работая совместно учащиеся учатся работать без контроля, сообща достигают намеченной цели. Совместная работа в группе развивает общекультурные умения систематизировать и обобщать собранный материал.
Принципы обучения в сотрудничестве
Примерные задания для работы в группе
Задание 1. Даны 3-4 ситуативные картинки (каждому члену группы по 1 картинке). К первой картинке составлен текст. Посмотрите остальные картинки и опишите их. В итоге должен получиться связный рассказ. Цель задания – активизация изученного грамматического материала в речевой практике.
Задание 2. «Любимое время года».
Задание 3. «Мы дизайнеры»
Задание 4. «Школа будущего»
Так же для организации групповой работы готовлю специальные карточки с заданиями, которые позволяют вовлечь в активную речевую деятельность всех учеников класса. Например: класс делится на две группы: одна представляет американскую делегацию, другая – российскую. Внутри каждой группы «слабые» ученики получают карточку с опорными словами. При работе в группах у ребят появляется ответственность, возникает чувство взаимопонимания, постепенно исчезает боязнь говорить, неуверенность, застенчивость. А главное – групповая работа учит ребят самостоятельности. Управление самостоятельной работой может быть эффективным при условии дифференцированного подхода к группам обучающихся разного уровня обученности. Для этого я использую дополнительные опоры для ребят со слабой языковой подготовкой. Например, слабому ученику, который задаёт вопросы, даю схему вопросительного предложения и варианты начала вопросов на английском языке. Учащиеся легко осваивают материал, который им доступен. Этому способствуют ролевые игры. В игровой форме ученики легко и с интересом выполняют такие задания, как управляемый диалог. Один и тот же диалог можно разыграть по разному. Ребята сами придумывают варианты игры. Вот некоторые ситуации:
Работу над диалогом можно продолжить. Можно расширить диалог, добавив свои реплики. В старших классах при проведении творческих упражнений стараюсь, чтобы учащиеся использовали реальные факты из жизни школы, высказывали своё отношение, своё мнение по заданной теме. Перед началом работы целесообразно ознакомить учащихся с порядком работы в группах с помощью своеобразной памятки.
Памятка
а) индивидуально прочтите текст и обсудите его содержание в группе; б) выберите предложения, передающие основное содержание текста; в) ознакомьтесь с речевой задачей и схемой ожидаемого высказывания, выберите предложения из текста для заполнения схемы, внесите в них необходимые изменения, сокращения, дополнения и т.д.; г) составьте пересказ прочитанного, опираясь на схему; д) перескажите текст в своей группе для его оценки или в другой группе как текст для аудирования; е) при оценивании высказывания или пересказа текста принимаются во внимание: логичность, достаточность, завершенность высказывания, наличие точки зрения говорящего, наличие структур с новым лексико-грамматическим материалом, а также наличие ошибок и их характер. Оценивая друг друга, не забывайте быть тактичными и доброжелательными.
– определите для себя порядок высказываний, они должны быть логичны и лаконичны; – сообщите, о чём будет ваш рассказ: «My story is about…», «I’d like to tell you about…»; – предупредите членов группы, что после прослушивания вы проверите, как они поняли ваш рассказ: «Listen to my attentively/ Then you`ll answer my questions/do a test»; – во время рассказа следите за своей речью, говорите чётко, в нормальном темпе. Если вы неуверенны в правильности произнесения отдельных слов, предварительно проконсультируйтесь с учителем; – после окончания рассказа проконтролируйте, как вас поняли. Это могут быть вопросы или тест типа «True-False»; – проверьте результаты тестового задания и отметьте в листе контроля.
|
|
|
© er-vale |