Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зарёвская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 

(педсовет)

Учитель английского языка: Ермакова В.П.

2007-2008 учебный год

 

Мы рассматриваем речевое общение, единицей которого принято считать речевой поступок как общественный акт, как проявление субъекта, в котором выражается его личностное отношение к окружающему.

Человек всегда говорит с определённой целью: убедить в чём-то, изменить что-то, побудить к чему-то. Для этого самому говорящему надо быть убеждённым в своих взглядах, иметь собственное мнение. Следовательно, в самой природе речевого общения содержится аспект личностного отношения, формой которого при обучении иностранному языку является оценочное суждение.

Анализ речевых суждений учащихся приводит к выводу о том, что аспект личностного отношения в них отсутствует. В некоторых ситуациях ученики пытаются выражать своё отношение, но оно не оформляется иначе, как «мне нравится …», «мне не нравится …». Ученики не аргументируют своё суждение, не дают развёрнутой оценки, не обобщают высказанное.

Ограниченное время и объём языкового и речевого материала для обучения иностранным языкам в школе не позволяют, конечно, организовать речевое общение на высоком уровне, но и по этой причине нельзя избегать речевых поступков на уроках. Так, в своих поурочных планах я отражаю цель беседы с учащимися на различных этапах урока, т.е. в процессе беседы я стремлюсь узнать о своём ученике, его интересах, досуге, планах, привлекаю других учеников для проявления личностного отношения к сообщениям товарищей. Мотив один: усилить практическое владение языком.

Конечно, высказываться на иностранном языке с выражением своего отношения не просто. Необходимо обучать личностно-направленной речи, речевое же общение предполагает, что поступки учащихся должны быть мотивированы, личностны. При каких условиях они становятся таковыми? Очевидно тогда, когда то, что мы говорим пережито или переживается нами, близко нам, вызывает наше отношение. А если чувства и переживания выражены в деятельности, то степень их влияния на общее формирование человека увеличивается, так как именно деятельность является основных условием формирования личности.

Наблюдение за учебно-воспитательным процессом, анализ речевых высказываний школьников в устной и письменной формах, многолетний личный опыт работы позволяют вскрыть основные причины недостаточной сформированности личностного отношения к фактам действительности, которые заключаются в следующем:

  1. Недостаточное внимание к правильной организации внутренних мотивов общения, обеспечивающих личностно-значимое и личностно-ориентированное обучение.
  2. Отсутствие разработанной системы формирования личностного отношения к знаниям.

Организация мотивов иноязычного общения играет очень важную роль, т.к. без мотивов нет действия, нет поступка. Ученики знают, что практическое применение английского языка в жизни не является достаточно реальным по двум основным причинам. Первая состоит в низком уровне владения иноязычными навыками и умениями, а вторая – в узости ситуаций применения знаний по иностранному языку.

Задумываясь о мотивации речевого общения, я обращаю более серьёзное внимание на возрастные особенности учащихся. Поскольку школьникам свойственно стремление к познанию и разрешению проблем (особенно нравственных), выявлению логических и причинно-следственных связей, поиску доказательств по интересующему вопросу, выражению своего отношения к явлениям, то в этом следует искать мотивы общения. Для этого существует две возможности, одна из которых кроется в содержании учебного материала, а другая – в формулировании заданий.

Проблема отбора учебного материала одна из наиболее важных и наименее решённых в методике обучения. При отборе материала недостаточно учитываются интеллектуальные возможности учащихся возрастной группы, познавательные интересы учеников данного класса в целом и отдельных учащихся, ситуации реального общения в рамках изучаемой темы, частотность лексических единиц и речевых образцов в высказываниях школьников определённого возраста и в этой связи динамика речевых способностей, стремление к формированию и формулированию собственных взглядов и личностного отношения к разным явлениям.

Проблема отбора учебного материала приобретает особую роль еще и в связи с появлением факультативного курса по иностранным языкам, в которой вопросами для обсуждения являются такие как: хочу или надо? хочешь иметь друга – будь им! скучно? когда? кому? почему? и другие. Конечно, выражать личностное отношение к названным проблемам не просто даже на родном языке. То же самое можно сказать и об экзаменах по иностранному языку. Например, расскажите, что вы больше всего цените в дружбе. Обоснуйте свою точку зрения. Для выполнения таких заданий в программном материале недостаточно информативных текстов, а так же языковых средств. Очевидно, что содержание информации – существенный мотив для формирования личностного отношения, но реализовать его можно далеко не за счёт любого задания. Как указывают психологи для этого нужны задания, требующие анализа имеющихся у ученика знаний, соотношения их с возникшей ситуацией, поиска новых знаний. аргументов. Там, можно по-разному организовать работу с текстом. В одном случае предложить пересказать текст, в другом охарактеризовать нравственно ценный поступок, описанный в тексте, выявить и аргументировать его причины, выразить своё отношение к герою рассказа, сказать кто из товарищей смог бы поступить также, сумел бы отвечающий сам совершить подобное. А можно учить доказывать, что наш край достоин того, чтобы о нём рассказать, аргументировать своё суждение, выражать своё отношение. Во втором случае переплетаются практические, образовательные и воспитательные задачи, повышается значимость задания, происходит удвоение внешних раздражителей и создаётся установка на решение задачи.

В задачу учителя входит выработка не только своего мнения и отношения, но и отношение, обоснованное знаниями. В качестве знаний выступают аудио-тексты, тексты для чтения, материалы прессы, различные высказывания знаменитых людей, сверстников. Говоря о тексте, мы представляем его как модель общения. К тексту предъявляются особые требования. Он должен:

  • содержать необходимые лексические единицы и речевые образцы оценочного характера;
  • содержать значимую для учащихся проблему и основной объём знаний, необходимых для её решения;
  • иметь личностно-направленный характер.

В этой связи часть текстов можно строить в форме рассуждений, обращений, обобщений. Кроме того, такая форма высказывания вызывает интерес учащихся, усиливает мотивы для выражения своего отношения, снижает стремление к однообразию, однозначности высказывания, убеждает в возможности более свободного выбора речевого поведения.

Процессом формирования личностного отношения учащихся к знаниям руководит учитель и роль его личности трудно переоценить. Ученики заимствуют у учителя фразы, суждения, принимают его мнения. Одни склонны выражать своё отношение к учителю, которому доверяют, в искренность которого верят. Создать условия для успешной реализации задачи формирования личностного отношения к знаниям может только учитель иностранного языка, сочетающий в себе знания лингвиста, психолога и методиста.

© er-vale

Создать бесплатный сайт с uCoz